Логово дождевого червя III рейха
Считается, что Вторая мировая война была войной моторов. Однако вплоть до ее начала все будущие участники строили вдоль своих границ линии обороны, т.н. укрепрайоны. Всем известны Линия Мажино и Линия Сталина. Менее известен Мезерицкий укрепрайон, возведенный гитлеровцами на границе с Польшей. В документах III рейха он именовался «Логовом дождевого червя».
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
В 1927 году немцы на восточной границе с Польшей начали строительство грандиозной по своим масштабам системы фортификационных сооружений. Укрепрайон должен был прикрыть Германию от возможного удара польских войск. В 1927 году польская армия, еще недавно остановившая РККА на подступах к Варшаве, считалась одной из сильнейших в Европе. Так что озабоченность германских военных по поводу безопасности восточных границ была вполне обоснованной.
В глухой болотистый район Кеньшицкого озера прибыли несколько тысяч рабочих. Проект предусматривал создание военного городка и более 100 огневых точек с плотностью 6,6 точки на 1 км, систему разводных мостов, дамб, водных каналов, запруд и более сотни километров подземных тоннелей. Огневую мощь УРа составляли автоматически выдвигающиеся гигантские огнеметы, 149 мм бронированные гаубицы и крепостные минометы с электрическим управлением. Общая длина линии – 80 км. Для доставки огромного количества строительного материала была специально выстроена железная дорога, шедшая в обход населенных пунктов.
Фото из открытых источников
Один за другим стали появляться противотанковые заграждения, надолбы и ДОТы, пулеметные точки, накрытые бронированными колпаками.
К началу 1935 года УР включал в себя более 50 железобетонных блокгаузов, соединенных сетью подземных коммуникаций. Под землей на глубине 60-70 м. был построен целый город с десятками казарм, кухнями, лазаретами, продовольственными складами, своей электростанцией и топливохранилищем. В тоннелях были проложены 2 узкоколейки, по которым ходил электропоезд. «Метро» имело 17 станций. Под землей могли укрыться до 5.000 человек.
В 1939 году интенсивность строительства стала снижаться. Гитлер сказал: «На востоке мне нужны не крепости, а танковые дивизии!» Вскоре вопрос решился сам собой. В 1940 году «стройка рейха» была остановлена, подземная крепость законсервирована.
После войны о «Логове» долго никто не вспоминал, пока в 1951 году советское командование не решило разместить в оставшемся военном городке мотострелковую бригаду. Заодно решили обследовать и подземную часть УРа. Спустившиеся под землю офицеры-саперы ахнули. Десятки километров подземных тоннелей, грузовые лифты, сотни помещений, система вентиляции. Часть тоннелей была взорвана, часть затоплена.
С 1992 года сегодня «Логово» — историко-туристический комплекс, по которому туристов водит проводник. Однако большая часть комплекса по-прежнему закрыта. До сих пор не существует достоверной схемы подземного города. Постоянно обнаруживаются ранее неизвестные помещения непонятного назначения. Среди «диких» туристов нередки жертвы. И дело тут не в хитроумных ловушках, устроенных гитлеровцами. Решетки на многочисленных вентиляционных люках и грузовых лифтах давно сгнили, металлические перила, скобы ломаются при малейшей нагрузке. И часто прогулка по кажущемуся безопасному коридору кончается полетом в никуда. Поэтому местные власти стремятся заварить, забетонировать все посторонние входы в подземелье, но приехавшие за острыми ощущениями диггеры постоянно находят неучтенные лазы.
Что же касается военной ценности укрепрайона, то в феврале 1944 года Красная Армия взяла «неприступную» крепость за три дня.
Автор: Klim Podkova
Источник: esoreiter.ru